Датчик уровня топлива Epsilon ES2, ES4Датчик емкостного типа «Эпсилон» используется с целью прецизионного измерения уровня заполнения топливом баков автотранспорта с погрешностью, не превышающей 1%. Устанавливается данный датчик в системах контроля за заправками, сливом и расходом топлива в совокупности с системами спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспортных средств.

Преимущества «Эпсилона» относительно других датчиков заключаются в:

- простой облегченной конструкции весом до 250 г;

- возможности установки в плоские резервуары глубиной до 30 см за счет применения коротких измерительных зондов;

- высочайшей точности измерения уровня горючего, которая достигается за счет повышения разрешения датчика и линейности измерительной шкалы;

- модульности исполнения, позволяющей заменять измерительную головку независимо от зонда, не прибегая при этом к повторной тарировке резервуара.

Технические характеристики датчиков Epsilon ES2, ES4

• Диапазон питающего напряжения, В: 8 – 36

• Потребляемый ток, мА: 5,5±0,5 при напряжении 12В, 2,5±0,2 - при напряжении 24В

• Интерфейс связи с внешними устройствами: RS-232 (физический) и RS-485

• Скорость передачи информации, бит/сек.: 2400 – 115200 (с промежуточными значениями)

• Интервал измерения температуры бака, °С: от -54 до +79

• Ошибка измерения значения температуры бака, °С: не более ±1

• Диапазон предельных рабочих температур, °С: – 39 … + 74

• Диапазон измерения значений уровня: в 12-разрядной системе: 0 - 4095, в 16-разрядной: 0 - 65535

• Интервал времени между измерениями, сек: 0,25

• Интервал выдачи данных в автоматическом режиме, сек.: 1 - 255

• Размер фильтра результатов измерения: 0 - 32

• Диапазон времени усреднения, сек.: 0 - 32

• Уровень пыле- и влагозащищенности защиты корпуса: IP56

Конструкция датчика

Конструкция датчика уровня топлива Epsilon ES2, ES4Датчик в сборе состоит из двух основных модулей: зонда и измерительной головки, и крепится на резервуаре через фланец с прокладкой самосверлящими винтами. Крепление головки должно быть герметичным, что обеспечивается установкой в торцевой проточке уплотнительного кольца.

Измерительная головка датчика включает в себя стабилизатор питающего напряжения, схемы защиты выходных и входных цепей, устройство приема/передачи данных, преобразователь уровня и схему цифровой обработки полученного сигнала. Связь с внешними устройствами осуществляется посредством интерфейсного кабеля, который от нежелательных механических воздействий защищен гибким металлическим рукавом.

Головка датчика соединена с измерительным зондом, который, будучи погруженным в топливо, производит измерение уровня жидкости. Зонд конструктивно состоит из пары коаксиальных электродов, составляющих конденсатор: внешнего, представляющего собой алюминиевую трубку, и внутреннего, выполненного из изолированной медной струны. В контакте соединительного разъема зонда размещается пружина, поддерживающая достаточное натяжение струны.

Датчик отвечает высоким требованиям безопасности, которая обеспечивается использованием в его конструкции:

- металлической защиты измерительной головки, отвечающей стандарту IP-68 по ГОСТ-14254;

- защиты цепей питания и передачи данных на всех уровнях использования;

- защиты измерительной цепи от возникновения искр с нормированием электротехнических параметров: сопротивления, индуктивности, емкости, напряжения;

- заполнения компаундом свободного пространства внутри головки.

Принцип действия

Принцип действия датчик уровня топлива Epsilon ES2, ES4Первоначально необходимо выполнить процедуру тарирования топливного резервуара для того, чтобы привести в соответствие уровень, измеряемый зондом датчика, и реальный объем горючего в баке. Данная процедура должна проводиться исключительно силами специалистов компании, проводящей продажу и обслуживание датчиков такого типа, во время установки их на транспортное средство.

Принцип работы датчика основывается в том, что уровень заполнения погруженного в топливо зонда и его электрическая емкость как конденсатора связаны линейной зависимостью. В измерительной головке производится преобразование полученной емкости зонда в цифровое значение реального уровня горючего в баке, а также измерение значения текущей температуры резервуара. Полученные данные обрабатываются в цифровом виде, усредняются и приводятся в соответствие с унифицированным протоколом EDE. Передача информации, в зависимости от модели, производится по шинам RS-232 или RS-485. Также в некоторых типах датчиков возможна передача только значения уровня в аналоговом виде.

Разрядность данных, соответствующих уровню топлива, может равняться 10, 12 или 16 битам, а значений температуры – 8 битам.

Монтаж датчика в резервуаре

Колебания уровня топлива, возникающие вследствие разгона, торможения или наклона бака, имеют наименьший размах в центре топливного резервуара, поэтому установка датчика уровня топлива производится именно в этом месте. Ориентация измерительного зонда – строго вертикальная, поскольку любые отклонения приводят к возможным ошибкам измерения объема топлива.

Датчик крепится во фланце с помощью резьбового соединения, герметичность которого обеспечивается установкой в торцевую проточку головки резиновой уплотнительной прокладки. После установки производится процедура пломбирования датчика.

Если по какой-либо причине монтаж датчика на верхней поверхности бака затруднен, то такой резервуар, необходимо сначала демонтировать с транспортного средства, чтобы обеспечить правильность установки.

Тарирование резервуара

Перед проведением процедуры тарирования желательно после установки датчика обеспечить пробег оснащаемого автомобиля с выработкой большей части объема топливного бака, поскольку во время предварительной эксплуатации нормализуется неустойчивость механических зазоров между уплотнительной прокладкой и герметиком, а поверхность зонда покрывается стабильной диэлектрической топливной пленкой. Данная подготовка позволяет улучшить эксплуатационные характеристики датчика и повысить точность калибровки.

Непосредственно процедура тарирования производится двумя альтернативными процедурами – полный (или пустой) резервуар сливается (или заполняется) порциями горючего равного объема. После слива (или добавления) новой порции значения объема фиксируются специально разработанной программой eS Install.

Если тарирование производится без предварительной эксплуатации, то в случае проведения процедуры по методу заполнения можно обеспечить образование диэлектрической пленки путем кратковременного погружения зонда в топливо. Далее, чтобы стекло горючее, зонд оставляют на 20-30 минут.

Тарирование обязательно проводится только с тем же видом топлива, которое в дальнейшем будет использоваться в данном транспортном средстве, в частности нельзя тарировать датчик по бензину на автомобиле с дизельным двигателем.

На время проведения процедуры датчик отключается от собственного контроллера и подключается к ПК с калибровочным программным обеспечением. Результат тарирования хранится в виде таблицы и отчета в формате, стандартизованном под диспетчерские программы.